загрузка...

Все чаще большинство родителей встречаются с проблемой воспитания гиперактивного ребенка. Многие считают, что синдром гиперактивности – болезнь цивилизации, другие связывают непоседливость детей с недостаточным воспитанием и вниманием со стороны родителей.

Среди множества причин, вызывающих гиперактивность, выделяют самые разные: от родовых травм и генетической предрасположенности до особенностей отношений в современных семьях и больших информационных нагрузок, которые вынужден испытывать ребенок.

Таких непростых детей все чаще можно встретить в детсадовских группах и школах. Именно эти дети вызывают наибольшее беспокойство у педагогов и приносят немало хлопот родителям. Их постоянно стыдят за поведение, одергивают и упрекают. Однако, как показывает практика, все эти меры оказываются безрезультатными, вызывая у ребенка только негативные чувства, раздраженность и нередко обиду. Им очень трудно учиться, хотя они не страдают никакими отклонениями в развитии, а умственный потенциал у них иногда даже выше нормы.

Проблема гиперактивных детей в том, что как бы они ни старались и каких бы усилий ни прикладывали, им просто очень тяжело сконцентрироваться на чем-то определенном.

Гиперактивность ребенка можно заметить с самого рождения. Он плохо спит, возбужден, капризен, чересчур подвижен, нередко у него повышенный мышечный тонус. Около трех лет такому ребенку очень сложно сосредоточиться на спокойной игре, где есть правила, дослушать до конца рассказ или досмотреть детскую передачу.

Пик проблем гиперактивных детей приходится на 6-7 лет, когда начинаются первые школьные проблемы и трагедии.

Для того чтобы определить, гиперактивен ребенок или нет, родителям достаточно знать несколько основных симптомов ее проявления:
- чрезмерная подвижность;
- импульсивность, когда ребенок что-то говорит или делает прежде, чем подумать;
- невнимательность и определенная трудность сконцентрироваться

Обычно окончательный диагноз ставит врач педиатр или психоневролог. К сожалению, многие родители отправляются с ребенком к психологу. Но психолог может лишь заподозрить наличие гиперактивности.

Основной причиной появления синдрома дефицита внимания и гиперактивности врачи считают нарушения в развитии центральной нервной системы, которые зачастую связаны с патологиями при родах: черепно-мозговых травмах, асфиксиях; влиянием стрессовых или вредных факторов во время беременности и, кроме этого, также с тяжелыми болезнями, перенесенными в течение первого года жизни. Но здесь важны не только биологические факторы.

Ведь ребенок вырастает в конкретных условиях. И эти условия могут, как смягчить имеющиеся предпосылки к появлению гиперактивности, так и усугубить их. Многое зависит от образа жизни и воспитания. Развитие регуляторных функций лучше всего происходит при взаимодействии с другими детьми. Детская игра всегда имеет правила, и чтобы попасть в детский коллектив, их необходимо соблюдать. Именно так, постепенно, ребенок учится контролировать себя. А проблема современных детей в том, что у них очень часто нет таких детских коллективов. Поэтому они много времени вынуждены проводить с родителями, которые полностью пытаются их контролировать и подчинять.

Еще одна проблема увеличения количества гиперактивных детей связана напрямую со школой. Раньше все школьники обучались по одной единственной программе, не было никаких отборочных конкурсов на уровень подготовки к школе и, как правило, все дети отправлялись в школу, одинаково не умея ни читать, ни писать. На сегодняшний день, чтобы попасть в хорошую школу к первому классу ребенок обязан уметь читать, писать, а для этого посещать специальные подготовительные занятия. Но чем раньше начинается усиленная подготовка к школе, тем больше детей попадают в категорию «неправильных» и гиперактивных.

За рубежом при подтверждении диагноза гиперактивности обычно назначают лечение антидепрессантами и успокаивающими средствами. Отечественные медики считают, что применение подобных препаратов неоправданно. Ведь лекарство оказывает свое действие только пока ребенок его принимает, но оно не учит ребенка как себя вести, поэтому с отменой препаратов проблемы возвращаются с новой силой.

Поэтому на первом месте все же стоит немедикаментозная коррекция: специально организованные психологические тренинги для детей и их родителей. Однако центры подобной помощи распространены, к сожалению, только в крупных городах.

Для родителей, главное, понять, что гиперактивные дети не виноваты в своем поведении и нуждаются в помощи и поддержке. Прежде всего, родителям стоит изменить отношение к своему ребенку, а не искать способы как заставить его что-то сделать, или избавиться от вредных наклонностей. И главное перестать думать, что гиперактивность – это болезнь.

Даже без участия врачей родители очень многое могут сделать самостоятельно, чтобы успешно справиться с этой проблемой. Для этого достаточно следовать некоторым правилам, которые должны стать аксиомой в отношениях.

Гиперактивных детей мало хвалят, зато очень много ругают, публично стыдят и наказывают. Не стоит этого делать. Напротив, нужно всегда находить предлоги для похвалы. Это позволит ему не потерять веру в себя.

Таким активным детям необходим выход энергии, поэтому разумно будет обустроить дома спортивный уголок или записать ребенка в спортивную секцию.

Не стоит постоянно пытаться контролировать действия ребенка. Допускается лишь частичная помощь и поддержка в планировании его распорядка жизни. Спокойный и налаженный быт – это для него очень ценная опора. Поэтому взаимопонимание и взаимоподдержка среди всех членов семьи – это тоже немаловажный фактор.

К постоянным же проблемам в школе нужно относиться спокойно, как к неизбежности.

И самое главное и утешительное то, что обычно к 15 годам с родительской помощью дети перерастают синдром собственной гиперактивности