загрузка...

Когда вы ждете ребенка, желание задавать вопросы – сколько будет весить ребенокКак справиться с истериками и гиперактивностью ребенка?, на кого он будет похож, кем он станет, когда вырастет (да, да, многие будущие мамы задают себе даже этот вопрос) – так же естественно, как частые позывы к мочеиспусканию. И пока некоторые будущие родители часами придумывают имя для будущего малыша, другие все девять месяцев беременности мучаются единственным вопросом: мальчик или девочка?

Ожидания и суеверия

Независимо от того, готовы мы это признать, или нет, бабушкины сказки и суеверия владеют умами многих, даже самых просвещенных будущих родителей: если живот у женщины «острый» и направлен вперед, значит, у нее будет мальчик. Если же живот шарообразный, выступающий и по бокам, ей следует готовиться к появлению девочки. Также считается, что если женщина во время беременности подурнела, то у нее родится девочка, а если расцвела, – то мальчик. Еще одна народная примета: если беременную тянет на сладкое, значит, будет девочка, если на мясное и соленое – мальчик. Если будущий папа во время беременности своей второй половины прибавил несколько килограммов, значит, нужно готовиться к появлению девочки.

Но, как известно всем родителям, эти милые суеверия – не более чем повод посмеяться и скрасить долгие месяцы ожидания ребенка увлекательной игрой «кто у нас будет». Но если попросить будущих родителей угадать пол ребенка, в семи случаях из десяти их догадка будет верной.

К тому же, некоторые будущие родители сильно хотят (или чувствуют большую близость) именно мальчика или девочку. Например, некоторые пары считают, что им «больше подходит» (или они больше подходят) девочке: они любят творчество, музыку и живопись, а не спорт, поэтому девочка впишется в их семью совершенно естественно. Другие пары, детство которых прошло в доме, наполненном шумом и гомоном мальчишек, не представляют своей жизни без озорных проказ, замазанных зеленкой коленок, забавных изобретений и других необъемлемых атрибутов настоящего мальчика. Но мы знаем, что не все так просто, когда дело касается пола. В конце концов, все будущие родители мечтают о рождении здорового ребенка, а уж будет он мальчиком, или девочкой – не так важно.

Но в дальнейшем, когда дело доходит до воспитания, половая принадлежность ребенка уже имеет значение.

Роль головного мозга

На протяжении многих лет родители (и врачи) винили головной мозг в различиях между мальчиками и девочками. Тем не менее, «виновна» не столько структура головного мозга как таковая, сколько последовательность развития различных участков мозга. Так, в 2007 году американскими учеными было проведено крупномасштабное исследование развития головного мозга и интеллекта у детей, которое показало, что траектории развития мозга у девочек и мальчиков не совпадают.

Что это значит? Вкратце этот результат можно объяснить так: если преподавать одни и те же предметы мальчикам и девочкам одинаково, девочки, скорее всего, подумают: «Геометрия сложная», а мальчики посчитают: «Рисование и литература – для девчонок». Непонимание гендерных различий при преподавании может иметь нежелательные последствия в виде укрепления гендерных стереотипов. Это одна из причин, почему так важно понимать, что мозг мужчины и женщины функционирует по-разному.

Принято считать, что мальчики схватывают новую информацию медленнее, чем девочки (в этом тоже винили головной мозг). Но исследователи обнаружили, что, хотя по развитию областей головного мозга, отвечающих за речевое развитие и мелкую моторику, девочки на шесть лет опережают мальчиков, по развитию областей мозга, участвующих в планировании и пространственной памяти, они отстают от мальчиков примерно на четыре года.

Но речь идет не только о головном мозге: половые различия весьма реальны и могут потребовать различного воспитания, разных правил и методов. Девочки, как правило, более эмоциональны и чувствительны, в то время как мальчики предпочитают действовать. По мнению детских психологов, родители должны с большой осторожностью подходить к этому стереотипу. Принято считать, что мальчики быстрее взрослеют, быстрее приобретают опыт (это не так), поэтому к ним предъявляют более строгие требования. Но даже самый самостоятельный мальчик нуждается в том, чтобы взрослые учили его, как себя вести, установили границы поведения и создали четкую структуру – только тогда он будет чувствовать себя защищенным. Это особенно важно, учитывая, что мальчики, в отличие от девочек, лучше реагируют на действия и поступки. Они больше делают и меньше говорят: они издают звуки, связанные с действием. Они покупают фигурки героев комиксов. Они играют в активные игры. Девочки же лучше воспринимают слова, они легко и непринужденно общаются, завязывают новые знакомства, и все благодаря рано приобретенным вербальным навыкам, что и позволяет им лучше и быстрее вписаться в школьный коллектив.

Психологи подчеркивают, что в школе мальчикам приходится тяжелее, потому что им труднее сосредоточиться на выполнении задания, чем девочкам. Из-за повышенной подвижности и активности мальчики чаще попадают в неприятности, чем более спокойные девочки. Если у вас мальчик, вспомните старое доброе выражение «действия говорят громче, чем слова», и примените его в общении с ребенком. Играйте с ним в структурные игры, стройте домики из кубиков, чтобы научить его порядку и дисциплине.

Помимо биологической и социальной динамики между мальчиками и девочками есть физические различия, очевидные даже на первый взгляд: рост, вес, черты лица и телосложение. Все эти особенности влияют на выбираемые родителями методы воспитания.

Хотя внешность сама по себе никак не влияет на то, с кем себя соотносит ребенок – с мальчиками или с девочками, он склонен идентифицировать себя с ролевыми моделями одного с ним пола, в частности, с отцом или матерью, и воспитателями. Так уже в садиках дети начинают принимать ценности своей семьи и общества. В нашем обществе девочки меньше соответствуют гендерным стереотипам; чаще можно девочку, играющую с машинками, чем мальчика, играющего в куклы.

О гендерных различиях

Почему это так важно? Психологи объясняют: биологические различия гораздо менее значительны, чем считают большинство родителей. У ребенка двух лет большинство гендерных различий – не врожденные, а приобретенные. Дети как губки впитывают информацию, которую получают как вербально, так и невербально, на сумасшедший темп современной жизни накладывает отпечаток на формировании их личности. Поэтому, когда они отмечают, что девочкам часто говорят, какие они красивые, а мальчикам разрешают быть более агрессивными, у детей формируются суждения о том, что значит быть «девочкой» или «мальчиком».

Хорошо, когда родители понимают типичные различия между мальчиками и девочками, но более важно, чтобы они воспринимали ребенка не как мальчика или девочку, то есть набор гендерных особенностей, а прежде всего как личность. Задача современных родителей – понимать, с каким социальным давлением сталкивается ребенок, и сделать все возможное, чтобы уменьшить это вредное давление.

Лучший метод воспитания ребенка, независимо от его пола, – всегда быть вовлеченным в его жизнь, поощрять откровенное и честное общение, не осуждать и скрывать правды.